ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ
Родная природа – это могущественный источник, из которого человек черпает свои первые знания, впечатления. Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими объектами неживой и особенно живой природы. Маленький ребенок смотрит в мир широко открытыми глазами и замечает все: крохотного паучка в густой траве, трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с ней, дети открывают для себя новый мир. Очень важно, чтобы взрослые, окружающие ребенка, сами любили природу и эту любовь старались привить детям.
Именно поэтому в воспитании умного, заботливого и внимательного к чужим радостям и бедам ребенка я выбрала своим союзником природу. В ходе воспитания я использую личностно-ориентированный подход к каждому ученику. Различные виды деятельности проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей, уровня их знаний и умений, местных условий.
Взаимодействие личности с миром природы, особенно в специально-коррекционных классах, имеет большой психолого-педагогический потенциал и осуществляет следующие функции.
Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными и растениями может снимать стресс, нормализовывать работу нервной системы, психики в целом.
Психотерапевтическая функция. Взаимодействие с животными может способствовать гармонизации межличностных отношений. Тревожность и конфликтность в семьях, где содержатся животные, ниже, чем в семьях, где животных нет.
Реабилитационная функция. Контакты с животными и растениями являются тем дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, который может способствовать как психической, так и социальной ее реабилитации.
Эстетическая функция. Общение с природой способствует эстетическому развитию личности, представляет широкий набор условий и возможностей для удовлетворения ее эстетических потребностей.
Познавательная функция. Удовлетворяет познавательные потребности личности, способствует ее интеллектуальному развитию.
Функция самореализации. Позволяет удовлетворять потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других.
Функция общения. Одна из важнейших функций, которую могут осуществлять растения и животные в процессе взаимодействия человека с ними.
Эффективность экологического воспитания школьников, в частности специально-коррекционных классов, целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми. Их развитие и повышение уровня экологической воспитанности возможно в результате создания технологий для всех возрастных групп и их внедрения.
В своей деятельности я использую различные формы педагогической работы:
- Экскурсии в разные сезоны;
- Целевые прогулки за пределы школы;
- Прогулки-экспедиции;
- Прогулки по территории школы;
- Экскурсии в музеи;
- Занятия на экологической тропе;
- Беседы различного рода;
- Экологические акции;
- Экологические тренинги и др.
Разнообразны и методы экологического образования:
- Наблюдения;
- Моделирование;
- Чтение природоведческой литературы;
- Исследовательская деятельность;
- Экологические сказки;
- Игры;
- Труд на пришкольном участке.
Задачей экологического воспитания считаю следующее: формировать представление детей о том, что человек – часть природы, ее главный друг и защитник; научить детей жить в гармонии с природой; учить проявлять любовь к природе действенно и конкретно.
Результат работы по экологическому воспитанию следующий: дети проявляют живой интерес к почитанному, увиденному, услышанному о природе; проявляют инициативу при проведении экологических рейдов; замечают зоны экологической опасности; умело ухаживают за домашними животными и комнатными растениями; осознают: человек несет ответственность за сохранение природной сферы.
Работая с детьми, обучающихся в специально-коррекционных классах, необходимо постоянно помнить, что вместе с ними воспитатель стоит на пороге духовного становления Гражданина XXI века. Именно ему предстоит исправить те искривления в воспитании, которые не по вине ребенка уже имеют место.
Доклад подготовил:
учитель экологии
Солдакова М. А.
|