ВАРИАНТ 1.
1. Определите
число ярусов растений биоценоза. Какой фактор является определяющим в
распределении растений по ярусам? Каким образом ярусы и их обитатели
взаимодействуют между собой?
2. Определить,
жизнь каких животных приурочена к тому или иному ярусу. Какие обстоятельства
влияют на распределение животных в наземных ярусах? Что обеспечивает такое распределение
жизненного пространства в биоценозе?
3. Описать
животных одного из ярусов, указать черты их приспособленности к жизни в этом
ярусе.
__________________________________________________________________________
ВАРИАНТ 2.
1. Осмотреть
поверхность листьев, стволов деревьев, пней, трещины коры. Найти обитающих там
насекомых.
2. Понаблюдать,
чем питаются насекомые. К какому отряду относят этих насекомых? В чем
приспособленность этих насекомых к питанию растительной пищей?
3. Осмотреть
трещины коры упавших деревьев. Найти яйца насекомых, их личинок, куколок,
взрослых особей. Определить, к какому отряду принадлежат взрослые насекомые.
Выяснить, конкурируют ли друг с другом эти насекомые. Как при этом насекомые
используют биотические и абиотические ресурсы биоценоза?
4. Выяснить,
какие животные питаются насекомыми. Составить цепи питания по результатам
наблюдений.
_________________________________________________________________________
ВАРИАНТ 3.
1. Найти
в биоценозе активно летающих насекомых. Понаблюдайте, как часто эти насекомые
посещают цветущие растения.
2. Описать
этих насекомых, определить черты их приспособленности к питанию. Какую роль
выполняют эти насекомые в биоценозе?
3. Понаблюдать
за птицами и млекопитающими, питающимися семенами и плодами. В чем проявляется
приспособленность животных к определенному виду пищи? Как часто в покровах
одних животных обитают другие? Какова в связи с этим дополнительная роль
животных в биоценозе?
_________________________________________________________________________
ВАРИАНТ 4.
1.
Измерить толщину лесного опада. Какова роль опада в
биоценозе?
2.
Разложить на белой бумаге несколько горстей опада.
Найти животных, обитающих в опаде.
3.
Определить систематическое положение этих животных:
тип, класс. Указать черты их приспособленности к жизни в напочвенном ярусе.
Почему толщина лесной подстилки не увеличивается с каждым годом?
4.
Какую роль выполнят почвенные животные и микроорганизмы
в биоценозе?
|